Ваш домашний персонал требует необоснованного повышения з/п.? Знаете ли вы действительный профессиональный
уровень няни, домработницы? Чтобы избежать манипулирования, нужно ориентироваться не на «хорошие»
взаимоотношения (поскольку отношения у вас все-таки не личные, а рабочие), а на
реальную ситуацию. У Вас есть потребность в такого рода услугах, а другой эти
услуги за определенную плату может выполнять.
И работник работает не «за красивые глаза», а за оплату. Если работника вдруг перестала
устраивать заработная плата, постарайтесь проанализировать несколько моментов:
- Пересматривали
ли вы уровень ЗП в течение последних двух лет?
Комментарий: уровень заработной платы действительно все время меняется и не всегда в сторону увеличения. За последние 2 года заработная
плата возросла на несколько порядков (с 5-6 гр-н/час в 2007
до12-15 гр-н в 2008), но по сравнению с октябрем
2008- сократилась до 10 гр-н в час).
При
этом уровень зарплат с февраля 2009 г. стал резко сокращаться практически на всех предприятиях ( госпредприятия и частные фирмы сократили ставки до 30%, снизили переменную часть дохода(выплаты за категории, премиальные, бонусы, бенефиты). Для анализа: горничной в гостинице сейчас платят 5-6 гр.-н в час, уборщице в баре (при 14 часовом рабочем дне!!!) - 3 гр.-н 50 копеек/час.
- Изменился ли перечень функциональных
обязанностей работника от факта
выхода на работу, до настоящего момента?
- Насколько профессионален в выполнении
своих обязанностей Ваш работник?
Комментарий:
мыть окна и готовить еду могут в какой-то мере все женщины, вопрос в том, как
это делает ваш работник.
У нас нет задачи - организовать
коалицию с работодателями против работников. Вовсе нет, так как не бывает
ничего однозначного в трудовых отношениях. Бывает, что работник «берет за
горло» своих нанимателей и требует
постоянного повышения оплаты, а бывает, что сами наниматели не останавливаются
в пополнении перечня должностных обязанностей работника, а о повышении оплаты
даже не думают.
В первом случае, очень сложно
взаимодействовать с манипулятором, особенно, если это няня, а значит, в этом
замешаны не только ваше личное отношение, но и сильная привязанность ребенка.
Сложно представить ситуацию, когда «любимая» няня покинет вашу семью и ребенка
и уйдет к другим на более высокую оплату. Как объяснить вашему малышу то, почему няня ушла? А если няня не ушла, при
этом о повышении оплаты, на которую она якобы заслуживает, все время думает или
говорит, а платить больше вы не можете или не собираетесь, то степень
ответственности за ребенка у нее очень низкий, а степень раздраженности
ситуацией, вами и подопечным ребенком высокий.
Чтоб избежать такой ситуации
старайтесь еще на первой встрече с будущим работником понять ее мотив к работе.
Все мы работаем за деньги, но не все ради денег. Кому-то хочется реализовать
свою любовь к детям, использовать знания и применить опыт, кто-то тоскует по повзрослевшим детям и им очень хочется
любви и привязанности маленького человека, чтобы еще чувствовать себя матерью,
женщиной… Если же даже на первой встрече, работник не поинтересовался именем
вашего ребенка, не спросил про его характер, особенности питания и т.д, а
спрашивал только об оплате за рабочий день, при переработках, об оплачиваемом
отпуске и других материальных благах, то, как бы не привлекательны были
рекомендации, внешность и уровень профподготовки, лучше откажите себе в
удовольствии сотрудничать с таким работником. И если вы вдруг поняли, что не
смогли предупредить такую ситуацию в вашей семье, НЕ БОЙТЕСЬ ПОМЕНЯТЬ НЯНЮ. Не
всегда ребенок отреагирует на это болезненно.
И не жалейте денег, которые вы вложили в это. Может тот человек, который
придет на смену старой няне, будет
обладать большими достоинствами.
Так же дело обстоит и с другим персоналом. У нас были работодатели,
которые меняли своих работников с
просьбой не рассказывать об этом прежнему работнику. Придумывалась версия о
срочном отъезде, работнику в связи с этим отказывали в работе, а на его место
брали другого. Все это объяснялось тем, что работник то ли мстительный, то ли
(извините за просторечие) «черноротый», скандальный и т.д. А это те работники, которых выбираете Вы,
которым Вы иногда даете ниточки управления собой, а когда этих ниточек в его
руках оказывается слишком много, Вы не можете с ним развязаться. (См. статью на
сайте «Как быть с наемным персоналом»). А оказывается, что и работник был так
себе. Масса соискателей приходят к нам с нулевым уровнем профессиональных
знаний и несколькими рекомендациями о якобы высоком профессионализме. Почитайте
на нашем сайте требования к работникам, всем ли требованиям соответствуют ваши
работники, требующие повышения ЗП.
Другой вопрос, когда у работника
существенно увеличивается объем работы (например, было 100 м2, достроили еще 200,
при этом нужно еще гладить, готовить и убираться на приусадебном участке; или
вместо одного воспитанника, нужно быть няней двум, трем детям), функционал (
была просто няней, стала выполнять функции домработницы или наоборот), рабочий
день или неделя, а оплата была не почасовая, а за рабочий день.
На самом деле очень часто и
«обиженные в зарплате» работники
приходят к нам в растерянности оттого, что работают несколько лет на
мизерной зарплате и не могут об этом поговорить с работодателями.
Важно различать, один вопрос,
когда Вы, как работодатель, дополняете функциональные обязанности, объем или
удлиняете рабочий день/неделю. В этом случае оговаривать вопрос компенсации
нужно сразу. Другой вопрос, когда Работник по собственной инициативе стал
выполнять дополнительную работу . Здесь на Ваше усмотрение дополнительная
оплата может быть предусмотрена, но не
есть обязательной, поскольку это ответственность, собственно, самого Работника.
Правда, если в каком-то случае он не станет эту дополнительную работу
выполнять, то и претензий с Вашей стороны быть не должно.
В заключение хочу Вас уверить,
что работников найти можно, нужно просто знать, кого Вы хотите видеть в своей
семье, какими качествами этот человек должен обладать. Или хотя бы должны
понимать, какого точно не хотите созерцать в стенах вашего дома.
Не поддавайтесь на хитрые уловки
работников-манипуляторов.
У нас в Агентстве большой выбор профессиональных
работников, тех, кто прошел обучение или имеют подтверждение своей квалификации
рекомендательными письмами наших работодателей -клиентов. Эти кандидаты в зависимости от категории не только обладают
необходимым уровнем профессиональных знаний, но и прошли специальную программу
по особенностям работы в семьях. Мы работаем без продления договоров и не
переманиваем работающих у Вас работников. Так что от такого рода манипуляций со
стороны наших сотрудников вы тоже абсолютно свободны.
Наталья Алексеенко-Струкова психолог,
гештальт-терапевт.
Источник: http://www.frekenbok.at.ua |